Хочу, но не могу – влияние социального одобрения

Согласно теории К. Роджерса, для каждого человека важна потребность в позитивном внимании, как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей, делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения.

Потребность в позитивном отношении к себе удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение, исходящим из собственного ядра своей сущности, своего центра «Я» концепции.

То, как человек сам себя ощущает, какая его самооценка, зависит от того, на что и на кого человек опирается и ориентируется в жизни. Если сравнивать себя с другими, можно включиться в марафон перфекциониста - вечной неудовлетворенности собой и гонкой за лучшими результатами. Опираясь на настроение и одобрение окружающих, мы становимся зависимыми от чужого мнения, что делает нас уязвимыми и неуверенными в себе.

Важно разобраться с причинами своей неустойчивости и обрести независимость, опору на себя, чтобы вернуть здоровую самооценку и уверенность в себе, жить из собственного выбора и внутренней свободы, исходя из своего «Я» центра.

В развитии личности, согласно теории К. Роджерса, важным является отношение к ребенку значимых для него людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от любящего взрослого полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям и закладывает в него основу его здорового проявления в жизни.

Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция не будет соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом, а значит идти в личностный конфликт и разногласием с природным потенциалом. Ребенок будет выживать и адаптировать себя к жизни, вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности), его выбор будет исходить из страха отвержения, непринятия таким, какой он есть, а это достаточно болезненный опыт.

В ситуации, когда поведение человека будет оцениваться как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами. Исходя из этого, многие люди чувствуют разочарование и недовольство собой, не радуются своим успехам, а свои достижения ощущают, как нечто недостаточно идеальное и хорошее. Слишком завышенные требования к себе истощают человека, удерживая в роли жертвы, постоянном напряжении и стрессе.

Если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза. Невроз является конфликтом между стремлениями удовлетворить свои влечения, желания и отказ от этого, из-за требования социально нравственных, религиозных норм, приемлемых в обществе.
Так, человек деструктивно «адаптируется» к общественным нормам, требованиям, долженствованиям, подчиняя себя воле других.

  • Если вам захочется изменить свое внутреннее самоощущение и жить без чувства вины своей жизнью, исходя из своих внутренних потребностей и желаний
  • Если вы хотите без стыда и страха проявляться в социуме, не ориентируясь на одобрение окружающих
Обращайтесь за помощью, если трудно справиться самому, почувствуете исцеление, обретете уверенность в себе и поддержку!
Психолог Карина Серопегина

Связаться со мной: